Турист Anna Gorelova (anngora)
Anna Gorelova
была сегодня 10:07
Фотоальбом

Один день на Куршской косе

Первым пунктом нашей 10-дневной экскурсионной программы по Калининградской области стала самостоятельная поездка на Куршскую косу на прокатном автомобиле.

Перед поездкой мы случайно оказались у автозаправки в Зеленоградске и решили, не упуская возможность, долить бензин.

Это было очень своевременно! Доехав до Куршской косы, муж сказал, что посмотрел на карту и померил расстояние только до въезда, не подумав, что по самой косе предстоит проехать 42 км в одну сторону, а потом столько же в обратную.

Национальный парк «Куршская коса» расположен в приграничной с Литвой части Калининградской области на узкой полоске суши между соленым Балтийским морем и пресноводным Куршским заливом. Въезд на территорию по билетам, которые можно приобрести на сайте парка или в кассе у шлагбаума. Отдельно оплачивается транспортное средство и пассажиры.
На официальном сайте парка есть подробная информация - где и что можно посмотреть. Там же можно скачать карту с отмеченными достопримечательностями. Есть ещё бесплатный аудиогид по Куршской косе, но он работает только на старых моделях телефона.
В своём фотоальбоме я покажу, что мы успели посмотреть за день в спокойном темпе, имея в своем распоряжении прокатный автомобиль.
По центру косы проходит дорога с хорошим асфальтовым покрытием.
По центру косы проходит дорога с хорошим асфальтовым покрытием. Все основные достопримечательности хорошо заметны по количеству припаркованных автомобилей.
Первый населённый пункт на косе после въезда на неё из Зеленоградска - посёлок Лесной. Остановка общественного транспорта с лодкой вместо крыши попалась нам только в этом месте. По косе ездят рейсовые автобусы, делая остановки у всех «туристических» точек национального парка, конечная - поселок Морское, почти на границе с Литвой.
Сразу за поселком Лесное мы остановились на небольшой парковке, чтобы выйти на первую смотровую к Балтийскому морю.
Погода весь день была солнечная с сильным ветром. Температура воздуха +21, воды +13.
Ширина косы от 400 м до 3.8 км.
По лесу проложены деревянные настилы. Отклоняясь от шоссе  вправо или влево, можно выйти соответственно на берег Куршского залива или Балтийского моря. Каждая остановка - это прогулка по лесу под пение птиц. Но надо рассчитывать силы, так как каждый выход к воде от машины до смотровой и обратно чаще всего около 2 км.
Ширина косы от 400 м до 3.8 км. По лесу проложены деревянные настилы. Отклоняясь от шоссе вправо или влево, можно выйти соответственно на берег Куршского залива или Балтийского моря. Каждая остановка - это прогулка по лесу под пение птиц. Но надо рассчитывать силы, так как каждый выход к воде от машины до смотровой и обратно чаще всего около 2 км.
Мы запланировали несколько остановок. Я выписала на каком километре находится каждая из них. И сначала мы отправились на самые отдаленные.
На второй прогулке нас сопровождал хранитель высоты Мюллера. Очень грозный на вид, но дружелюбный пёс.
Высота Мюллера находится недалеко от посёлка Рыбачий на 32 км косы и начинается от озера Чайка.
По всей длине тропы установлены информационные щиты.
Часть тропы оборудована деревянным настилом.
Двухкилометровый маршрут заканчивается смотровой вышкой.
Со смотровой площадки открываются виды Балтийского моря и Куршского залива, озера Чайка (нем. Мёйвенбрух- Чайковое болото) и расположенного на его берегу поселка Рыбачьего (нем. Росситтен). Эта местность представляет собой древнейшую часть Куршской косы – остров ледникового происхождения Расите, который послужил основанием для образования песчаного тела полуострова.

Высота названа в честь лесничего кёнигсбергского Управления лесами Людвига Мюллера, изучавшего лесные почвы и внедрившего новый метод лесопосадки, позволивший закрепить движущиеся пески. С XVI века дюна Брухберг продвигалась в сторону поселка Росситтен и была остановлена посадками леса лишь в 1882 году.
Озеро Чайка - самое большое на Куршской косе.
Маршрут к высоте Мюллера круговой. После прогулки мы вернулись к озеру Чайка, где запланировали обеденный пикник.
Продукты для обеда мы купили перед поездкой в Зеленоградске. На озере есть небольшая площадка со скамейками, где можно полюбоваться озером.
В зарослях тростника гнездятся дроздовидные и тростниковые камышевки.
Одну птичку обнаружили по пению во время нашего обеда.
В зарослях тростника гнездятся дроздовидные и тростниковые камышевки. Одну птичку обнаружили по пению во время нашего обеда.
Посередине озера установлен огромный православный крест, который ночью подсвечивается светодиодными фонарями. Долго искала информацию и вычитала в одном из отзывов, что озеро Чайка не очень глубокое, поэтому выкопали небольшой котлован для купания в проруби на Крещение, а чтобы отметить место - установили этот крест.
Серая цапля стояла неподвижно всё время нашего пребывания, мы даже решили, что это муляж.
Муж сразу принял решение: "Мы русские, поэтому нарушать не будем!"
Вернулись к машине и поехали к следующей точке на карте.
В настоящее время территория Куршской косы официально находится под защитой Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Освобожденный от сдерживающих элементов песок начинает развеиваться и авандюна разрушается, поэтому есть определенные правила перемещения по заповеднику. После обеда мы пытались найти путь к чëрному рыцарю Ольгерду и батарее Рауль. Заехали к горе со стороны Морского, потом подъехали с другой стороны, но нашли только эту статую и шлагбаум с табличкой "Проход запрещён", так как велась замена деревянного настила. Пока мы раздумывали, что нам делать дальше, навстречу вышли туристы. На наш вопрос про табличку, туристы ответили: "Мы русские всегда нарушаем!" Муж сразу принял решение: "Мы русские, поэтому нарушать не будем!" Вернулись к машине и поехали к следующей точке на карте.
На Куршской косе находится несколько населенных пунктов. На повороте к посёлку Морское расположен глэмпинг "Rõsa" и установлен небольшой продуктовый магазин. Отсюда всего 6 км до Литовской границы.
Я выписывала километраж до достопримечательностей от Зеленоградска, а километровые столбы мы увидели только ближе к границе и отсчёт на них был от литовского посёлка Нида.
Побережье Балтики у "Лисьего двора" было почти безлюдным. Здесь мы смогли рассмотреть закрепление склонов странствующих дюн клетками из веток, хвороста и посадками леса. Быстро перемещающиеся дюны могут засыпать немногочисленные рыбацкие поселения на косе.
Доехав почти до конца российской части косы, мы развернулись в обратную сторону и через 2 км остановились у высоты Эфа (42 км Куршской косы). Самая высокая точка дюны - 62 метра. Место названо в честь дюнного инспектора Франца Эфа, чья деятельность была посвящена изучению и закреплению подвижных песков.
Протяженность маршрута - 2,4 км. Производится замена деревянного покрытия на пластик стилизованный под доски.
Рядом с тропой огорожен муравейник, который привлекает туристов - все пытаются что-нибудь в него воткнуть, так как муравьи ползают довольно крупные.
Сход с настила грозит большими штрафами.
Тропа оборудована тремя обзорными площадками с видом на Балтийское море, Куршский залив, лес и поселок Морское.
Кажется, здесь мы получили более полное представление о необычности Куршской косы.
Песок равномерно покрыт ветками и засажен растительностью. На официальном сайте заповедника приглашают волонтеров, желающих поучаствовать в защитных мероприятиях.
Сначала кажется, что ветки валяются хаотично, но потом приглядываешься и видишь рисунок склонов и квадраты.
Следующая остановка - "Танцующий лес" на 37-м км косы.
Это хвойный лес, стволы которого петляют причудливыми зигзагами.
Следующая остановка - "Танцующий лес" на 37-м км косы. Это хвойный лес, стволы которого петляют причудливыми зигзагами.
Такую изогнутость связывают с сильными ветрами с Балтики.
Выехав из Зеленоградска около 11, после подробного знакомства с заповедником мы успели к последней 17-часовой экскурсии на орнитологической станции. Это 23-й км косы. Навигатор чуть не увёз нас по почтовому адресу в посёлок, но потом мы вспомнили остановку в лесу, которую видели утром.
Полевой стационар является подразделением первой в мире орнитологической станции, основанной в Росситтене (ныне поселок Рыбачий) еще в 1901 году профессором И. Тиннеманом. Свое название стационар получил в честь птицы зяблика (на латыни «фрингилла»).
Стационар «Фрингилла» функционирует сезонно (с апреля по октябрь).
Впервые рыбачинские ловушки были сконструированы в 1957 г. сотрудником биостанции Янисом Якшисом. Они рассчитаны в основном на мелких птичек. Самые крупные птицы, которые в неё залетают - это совы.
В течении часа сотрудники должны успеть обработать всех пойманных птиц и отпустить на волю. Рекордное количество пойманных птиц за сутки случилось в 1983 году, орнитологи окольцевали 9000 пернатых. Это впечатляет, так как сотрудников на станции в разное время от 4 до 8 человек.
Входные ворота в ловушку огромны!
Экскурсию по полевому стационару "Фрингилла" проводят квалифицированные специалисты-орнитологи. Нам посчастливилось слушать кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника Анатолия Петровича Шаповала.
В ходе экскурсии мы увидели, как орнитолог определял размеры, массу тела, величину жирка, состояние линьки. При нас Анатолий Петрович окольцевал двух птиц, занес их в специальный журнал. Особенно мы смеялись над процедурой взвешивания птиц вниз головой с помощью специального конуса "Фунтика".
В ходе экскурсии мы узнали много нового, появились дополнительные вопросы. Анатолий Петрович терпеливо отвечал на все, но пришлось его отпустить. В мешочках на окне трепыхались птички, ожидающие своей очереди на взвешивание и внимания оргитолога.
Экскурсия на орнитологическую станцию оставила самые яркие воспоминания за весь отпуск в Калининградской области. На память мы купили очень милую книжку, написанную, как письмо к дочери, с небольшими зарисовками сотрудницы станции во время работы на косе.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия